* * *

Книжкино царство - мудрое государство!
Современная школьная библиотека = книга+компьютер

среда, 23 марта 2016 г.

Как я работаю со справочной литературой

Много лет провожу уроки по справочной литературе, мне нравиться то, что на этих уроках нет безучастных слушателей, все заняты делом, каждый активно участвует в работе. В 2006 году я приняла участие в областном заочном конкурсе "Библиотечный урок", который организовала Антипова Валентина Борисовна. Я благодарна Валентине Борисовне, за то, что она давала возможность школьным библиотекарям поделиться своим опытом, показать свои наработки коллегам. Мой урок  по справочной литературе опубликовали в сборнике "Формирование информационной культуры в библиотеках образовательных учреждений"
 Решила опубликовать этот урок в своем блоге, возможно кому-то из коллег пригодиться.
Библиотечно-библиографический урок: Справочная литература: Первые словари, энциклопедии, справочники. Для 4 класса.
Цели
-формирование представлений о справочной литературе
-формирование умений использовать словари справочники энциклопедии

Задачи
-пользоваться орфографическим и толковым словарём.
-находить нужную информацию по справочникам.
-находить нужную информацию с помощью детской энциклопедии «Что такое. Кто такой»
План урока:
1.Организационный момент.
2.Словари. 
 3. Энциклопедии.
4.Самостоятельная работа.
5.Заключительный этап.
                                                              Ход урока:
1.-Ребята, давайте вспомним то, о чем мы говорили на предыдущих уроках. Огромный и богатый мир книг разделяется на три вида : художественную, научно- познавательную и справочную литературу. О художественной и научно – познавательной литературе мы говорили на предыдущих уроках . Тема сегодняшнего урока ( Все читают на доске ) «Справочная литература.»
Сегодня вы узнаете: -что такое справочная литература. –как устроены словари, какие бывают словари. –как устроена детская энциклопедия «Что такое. Кто такой» -какие бывают справочники.


 2. К справочной литературе относятся (все читают) словари, энциклопедии, справочники. Итак, знакомимся со словарями. Словарь – это не обычная книга, а сборник слов в алфавитном порядке. Перед вами наш первый словарь – орфографический. Что такое орфография? (Опрос детей)
-Это правильное написание слов ,письмо без ошибок. Этот словарь поможет нам писать без ошибок. Но как же пользоваться словарем? Это нетрудно, для этого нужно просто знать алфавит. Давайте откроем первую страничку словаря. На обороте титульного листа мы видим алфавит , справа – памятка для учащихся: «Как пользоваться орфографическим словарем.» Прочитайте три первых абзаца. Кто прочитал, поднимает руку. Итак что вы узнали из прочитанного? (Ответы детей.)
- А теперь обратим внимание на объяснение условных сокращений. Можно открывать словарь. Мы видим слова на букву «А.», читаем два первых слова «абажур» и «абрикос.».
Оба слова начинаются на букву «а.», кто может объяснить, почему слово «абажур» стоит впереди слова «абрикос»? Правильно, потому что мы смотрим не только на первую букву
слова, но и на вторую, третью и т. д., все они идут строго в алфавитном порядке.
Ребята, как вы считаете, как правильно написать слово «агроном»? Мы можем предположить, что оно пишется «аграном» или «агроном» . Сейчас вы попробуете найти это слово в словаре. Сначала проверяете первый вариант. Если слова нет значит нужно искать второй вариант. Если слово найдено, поднимите руку и держите пальчиком это слово. (Прохожу по рядам, проверяю каждого. Тот кто первым нашел слово говорит правильный ответ.)
-Молодцы! Теперь поищем в словаре слово «блокнот», затем «кочан». (Каждый раз проверяю всех детей.
-Мы знаем слово «лазить» а как правильно сказать: я (что делаю?) , они (что делают?) проверим по словарю. (Пока дети ищут слова, пишу на доске)
Атлас
Афиша
Армия
Арест
Ананас
Альбом
Автор
Агент
Азот
Акула
Задание:
-Представьте, что мы решили для себя составить маленький словарь вот из этих слов, их нужно расставить в алфавитном порядке. (Дети выходят по одному и ставят цифры по порядку около каждого слова.)
-Я вижу, что вы поняли, как располагаются слова в словаре. Еще раз в этом убедимся и поищем слово «астрономия». Этого слова нет в нашем словарике, а как же нам быть, как узнать правильное написание слова. (Ответы детей)
-Ну а если рядом нет учительницы и не у кого спросить? Тогда у нас есть возможность обратиться к другим словарям: Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь. Он значительно толще, а значит в нем больше слов. А вот орфографический словарь под ред. Бархударова С. Г. Содержит 106000 слов. (Дети по этим словарям находят заданное слово. Пока два человека ищут слово «астрономия» всем остальным другое задание.)
-Ребята, найдите слово «каталог». Мы узнали правильное написание слова, его правильное произношение, а кто сможет объяснить значение этого слова? Узнать значение слова нам поможет «Толковый словарик русского языка» под ред. Рамзаевой Т.Г. Почему словарь называется «толковым» Прочтите первый абзац предисловия на стр. 3. (Ответы детей)
-Перевернем страницу и рассмотрим условные сокращения и знаки. Обратим внимание на то, что в конце словаря есть содержание. Вот теперь найдем значение слова «каталог».
(Подхожу к каждому уч- ся, чтобы убедиться, как идет поиск. Тот, кто первый нашел слово, зачитывает значение. Предлагаю найти слова, значение которых дети плохо представляют себе: сажень, корысть, каллиграфия, зипун, жбан или любые другие.)
- Если мы не смогли найти нужное слово в этом словарике, мы можем обратиться к более
полным Я хочу вас познакомить с самым популярным толковым словарем – Это словарь С. И. Ожегова, в котором около 57000 слов. Самый известный толковый словарь – это словарь Владимира Даля. Замечательный русский ученый, врач и писатель В. И. Даль собрал 200 тыс. русских слов и пояснил смысл каждого. Итак, ребята , с какими словарями вы сегодня познакомились? Для чего нужен орфографический словарь? Для чего нужен толковый словарь? (Ответы детей.).
3. Ну а теперь настала очередь познакомиться с энциклопедией. Энциклопедии – это самые мудрые книги. В них можно узнать обо всем на свете. Ни один человек не может хранить в памяти всё. События прошлого и настоящего, даты, факты, цифры, названия, имена. Поэтому, когда нужен ответ на какой - то вопрос, на помощь человеку приходят энциклопедии .( Прошу трех учащихся помочь мне. Каждый держит один том энциклопедии и вместе рассматриваем её.
-Давайте рассмотрим эти книги. Это ваша первая энциклопедия «Что такое. Кто такой.»

 Обычно, когда вы берёте любую художественную книгу, взрослые вам говорят: «Читай всё по порядку не забегай вперёд, не перескакивай через страницы.» При пользовании энциклопедией, не обязательно соблюдать эти правила. Вам, может быть , понадобится сперва прочесть что –то в конце третьей книги, потом вернуться к началу первой и т. д. К
Энциклопедии мы обращаемся , когда нужно что –то узнать , уточнить , получить какую –то информацию, к ней приходят за советом. На обложке каждого тома мы видим цифры это: 1-й, 2-ой , 3-ий тома, а ещё мы здесь видим все буквы алфавита от «А» до «Я» . Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)
-Да потому, что все рассказы в энциклопедии, а их больше тысячи, расположены по алфавиту. Так легче найти нужное слово. В первой книге собраны слова от А до З, во второй- от И до П, в третьей- от Р до Я. В начале каждого тома есть красочная страница,
которая поможет легко и быстро найти нужную букву. А вот яркая страница на каждую букву, здесь мы найдём точный адрес нужного нам слова. Ребята, сейчас у вас есть возможность самим с помощью энциклопедий и справочников узнать любопытные факты, получить интересную информацию. Работать будете парами. Задание: На каждую парту выдаётся энциклопедия или справочник с написанным на листке вопросом.
1). «Что такое. Кто такой.» т. 1 –
Есть два великих полководца с именем Александр. Кто они?
2). «Что такое . Кто такой.» т. 2 –
Какова численность населения в Китае?
3). « Что такое. Кто такой.» т. 3 –
Каково расстояние от земли до солнца?
4). « Большая энциклопедия почемучек» . –
Кто первым плавал вокруг света?
5). « Животные леса. Атлас родной природы». –
Какой зверь крупнее рысь или росомаха?
6). «Рыбы наших вод. Атлас родной природы». –
Какой длины бывает рыба сазан?
7). « Цветы садов и полей. Атлас родной природы». –
Откуда родом цветок настурция ?
8). « Грибы. Атлас родной природы». –
Какой ядовитый двойник есть у белого гриба?
9). Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся». –
Сколько известных композиторов с фамилией «Бах»?
10). « Словарь юного книголюба». –
Что такое аннотация?
11). Поспелов Е. М. « Школьный топонимический словарь». –
Что такое Джомолунгма?
12). Одинцов В. В. и др. « Школьный словарь иностранных слов».-
Что такое «фауна» и « флора»?

-Ребята, вы получили книгу с вложенным вопросом. Ваша задача – прочитать вопрос, найти в книге ключевое слово, прочитать статью и найти ответ на поставленный вопрос.
(Дети работают с энциклопедией. По мере нахождения ответов зачитывают их.)

5. Как видите, сегодня на уроке вы сами с помощью энциклопедий, словарей и справочников, узнали много нового и интересного. А теперь каждый из вас получит задание на дом – листочек с вопросом. По этому вопросу, нужно подготовить сообщение или доклад и выступить через две недели перед классом.
Вопросы:
1). Какими были первые автомобили ?
2). Для чего нужен воздух ?
3). Что такое баобаб ?
4). Какие бывают деньги ?
5). Чем полезна жаба ?
6). Зачем нужно делать зарядку ?
7). Откуда появился картофель ?
8). Есть ли сейчас ископаемые растения и животные.
9). Расскажи о лекарственных растениях.
10). Кто создаёт мультфильмы ?
11). Кто такой Суворов ?
12). Кто и когда придумал шахматы ?
13). Где живёт бобр ?
14 ).Из чего сделан сахар ?
15). Когда встречали Новый Год в Древней Руси ?
16). Откуда взялись пирамиды Египетские ?
17). Как олово служит человеку ?
18). Найдите изобретения человека, которые начинаются с буквы «Т» .
19). Доит ли коз птица козодой ?
20). Что такое гидра ?
- Ребята , энциклопедии , словари и справочники, обычно в библиотеках не выдаются на дом, с ними можно работать только в читальном зале. Поэтому вам предстоит в течение двух недель поработать с энциклопедией прямо в библиотеке, выписать нужную вам информацию и подготовиться к выступлению. Надеюсь, что вы подружитесь с энциклопедией. Желаю удачи!

Оборудование: в класс принесены следующие книги :
1.Грушников П. А. Орфографический словарик. Учебное пособие для учащихся начальной школы. 21 издание; М.: «Просвещение.»,1989г.-Каждому ученику.
2. Неусыпова Н.М. Толковый словарик русского языка. Пособие для учащихся начальных классов./ Под ред. Т.Г. Рамзаевой- М.: «Просвещение.»,1989г. – Каждому ученику.
3. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. Для учащихся средней школы.-
4. Орфографический словарь русского языка. 106 тыс. слов / АН СССР инс-т рус.яз.; Под ред. С.Г. Бархударова и др. – 27-е изд. , стер. –М.: Рус. яз.,1989.- 397с.
5.Ожегов С. И. Словарь русского языка. Около 57000 слов./ Изд. 9-е, испр. и доп.- М: Сов. Энциклопедия, 1972. -846с.
6.Что такое. Кто такой. Для младшего шк. возр. Энциклопедия в 3-х томах. – М.: Педагогика, 1975.
7. Популярный энциклопедический словарь.- М.: Большая Российская энциклопедия, 2002г. – 1583с. ил.
8. Большая энциклопедия почемучек. – Пер. с англ.- М.: Росмэн, 2001г.
9. Книги серии « Атлас родной природы.» : «Растения луга.» , «Грибы.» , «Животные леса.» , «Рыбы наших вод.» и др. Бровкина Е. Т., Сивоглазов В. И. и др. Учебное пособие для школьников мл. и ср. классов- М.: Эгмонт. Россия,2002г.

10.Даль В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М.: Эксмо, 2002г.-640с.
Список использованной литературы:

  1. Библиотечно- библиографические знания – школьникам. Практич. пособие/ сост. В. Г. Валькова – 3-е изд., перер. и доп. – М.: Кн. палата, 1989.
  2. Словарь юного книголюба. Изд. 2-е, доп. – М.: Книга, 1987.
  3. Что такое. Кто такой. т. 1. Для младших школьного возраста. – М.:Педагогика, 1975.
  4. Беседы о культуре чтения. Изд. 2-е, переработанное. – М.: Книга, 1964.
  5. Ожегов С. И. Словарь русского языка. Около 57000 слов. Изд. 9-е испр. и доп. – М.: Сов. Энциклопедия, 1972.
  6. Валькова В. Г., Спаль А. Н. Книжкин дом. – М.: Книжная палата, 1990

3 комментария:

  1. Добрый день, Татьяна... Простите, не нашла на блоге Вашего отчества. С удовольствием просмотрела материалы Вашего блога. Вы молодец! Видно, что блоггер со стажем. Почему-то наши пути не пересеклись. Я из Омска. Работаю в библиотеке гимназии. Заходите на блог "КЛУБ ДРУЗЕЙ КНИГ". Можем общаться...

    ОтветитьУдалить
  2. Людмила Федоровна, очень рада, новому гостю, зайду к вам, а обращаться можно без отчества, это интернет-традиция.

    ОтветитьУдалить
  3. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить